Вернуться на [главную страницу]. Вернуться на [предыдущую страницу].






Пугающие причуды

"Если вы смотрите на картину вблизи, то вы видите
лишь фрукты, овощи и травы; если вы отодвинетесь
подальше, вы увидите только человека с наводящий
ужас глазом, в рубчатом камзоле с жёстким плоёным
воротником; как при взгляде издали, так при взгляде
вблизи в изображении обнаруживается новое значение".

Ролан Барт. Арчимбольдо, или Ритор и волшебник.

Джузеппе Арчимбольдо (1527-1593) Зима. 1573       Искусство Арчимбольдо было открыто сюрреалистами в начале XX века. Его живопись, и маньеристическая, и аллегорическая, но в то же время не укладывающаяся вполне ни в одну из этих двух художественных категорий позднего чинквиченто, не нашла последователей. Она родилась в эпоху, когда природа начала раскрывать некоторые из своих секретов. Император Рудольф в Праге окружил себя такими учёными, как Кеплер и Тихо Браге, и такими художниками, как Арчимбольдо. Открытия учёных, весьма далёкие от того, чтобы успокаивать человека в вопросе о месте, занимаемом им в творении, вызывают смутную тревогу, которая становится лишь глубже оттого, что, кажется, эти люди освободились от ига религии, дабы свободнее развивать свою дисциплину. Перестав обращаться за помощью к высшей воле, как в Средние века, подвергнув природу внимательному научному исследованию, они обнаружили ещё более фантастическую природу: их открытия неизбежно вызывают у простых смертных мучительное чувство. Джузеппе Аргимбольдо (1527-1593) Лето. 1573 Так, в творчестве Арчимбольдо сама природа предстает фантастичной. Но в отличие от Иеронима Босха, соединявшего элементы, которые считаются несовместимыми, и от Грюневальда, прибегавшего к преувеличениям, Арчимбольдо создает такие образы, в которых фантастичность проистекает из удвоения значения. Как полагает Ролан Барт, "Арчимбольдо как будто приводит в беспорядок живописную систему, неправильным образом удваивая её, расширяя поле значений таким образом, чтобы создать своего рода структурного монстра, порождающего трудно уловимую интеллектуальную тревогу: ...это происходит потому, что все элементы имеют значение на двух разных уровнях и картина Арчимбольдо действует как своего рода пугающее отрицание живописного языка".

      Глядя на живопись Арчимбольдо, мы испытываем одновременно и восхищение, и некое отвращение, словно при виде пожираемой червями падали: роение, кишение жизни, питающейся распадом другой жизни. За кажущейся классической гармонией человеческого тела его портреты, на которых с человека словно содрана кожа, обнаруживают другого рода гармонию, другой строй природы, тем более тревожащий, что он затрагивает то различие, которое мыслилось абсолютным и непререкаемым: различие между человеком и другими формами жизни. Гюстав Рене Хок описывает искусство Арчимбольдо как "пограничное"; с равным успехом мы можем сказать, что это искусство взрывает границы.

      Таким образом, чтобы вызвать к жизни фантастическое, совершенно необязательно ни воображать чудовищ, ни выискивать монстров, которых может создать сама природа. Как замечает Ролан Барт, Арчимбольдо "создает фантастическое из самого близкого, обиходного, повседневного". Поскольку при пристальном вглядывании самый процесс жизни оборачивается чудовищным: внутри каждого человека оказывается, скрыт отвратительный клубок тепловатых органов, кишок; а под нашими ногами, в тех идиллических подмостках, которые предоставляет нам гармоничная природа, кишит целый мир личинок и червей, тем более отталкивающий, что он напоминает нам о нашей бренной биологической сущности.

Жан Франсуа Гийу

По материалам издания "Великие полотна"



Giuseppe Arcimboldo - Wikipedia
Джузеппе Арчимбольдо - Википедия





Хостинг от uCoz